Человеческий фактор, как причина аварий БПЛА

Статистика аварий беспилотных летательных аппаратов ВВС США удручает. За последние 15 лет военно-воздушные силы США потеряли в авариях 120 тяжёлых БПЛА MQ-1 Predator, что составило почти половину от числа выпущенных. Цена каждого БПЛА такого типа — более 2 миллионов долларов.

В чем причина столь больших потерь?

По данным FAA, 67 процентов аварий «Предаторов» произошло вследствие человеческого фактора — ошибок операторов.

Если посмотреть на наземные станции разных производителей, то можно заметить, что все они выполнены на базе двухмерной карты. Такой вид привычен нам по автомобильным навигаторам и google maps, прост в реализации, а его использование не требует значительных компьютерных мощностей. Но вид сверху содержит информацию лишь о двух координатах, он малоинформативен и даже опасен для навигации в трёхмерной среде. Поэтому оператор вынужден контролировать пространственное положение аппарата, переключая внимание на дополнительные приборы, что требует постоянной концентрации. Получение больших объемов информации через неинтуитивные интерфейсы приводит к росту ошибок, и как следствие, к неверно принятым решениям, к поломкам и утрате дорогостоящей техники.

Позиция производителей беспилотных систем понятна: для них разработка программного обеспечения не является профильным бизнесом. По этой причине часть производителей отказывается от собственной разработки в пользу open source. Другая часть хоть и предпочитает разрабатывать ПО НСУ самостоятельно, но не уделяет разработке должного внимания и финансирования. Отсутствие в командах производителей профильных специалистов (например, UI/UX дизайнеров) негативно сказывается на качестве продукта. Ситуацию усугубляют слабая конкуренция и отсутствие единых отраслевых стандартов или устоявшихся моделей, описывающих интерфейс взаимодействия с пользователем.

В результате, эксплуатант получает в составе беспилотной системы наземную станцию, соответствующую не его задачам, а внутренним представлениям производителя. Малочисленность эксплуатантов и разрозненность производителей не позволяют аккумулировать пользовательский опыт, который был бы крайне полезен для анализа, исправлений и улучшений ПО.

Наземная станция управления со слабой эргономикой приводит к неэффективной эксплуатации и большим материальным потерям. Именно по этой причине мы решили выпустить собственный программный продукт — наземную станцию управления для всех типов беспилотных систем.

Встречайте — FlightDesk